19 век был отмечен большими радикальными переменами в жизни   городов и жителей Восточной Пруссии. Так, в период войны с Францией  указания Наполеона Бонапарта о секуляризации были возведены в ранг закона. В результате церковные владения полностью передавались в распоряжение светской власти, включая имущество монастырей и соборов. Последствия этих «деяний» были тяжелые. Разорение церковных владений привело к тому, что католики на территории  Восточной Пруссии оказались в меньшинстве.  Секуляризация вызвала сильное  экономическое ослабление Католической церкви. Деятельность епископов и настоятелей соборов по развитию образования (открытие школ, студенческих кружков и др.) стала невозможна, в том числе и из-за недостатка средств. Секуляризация затрудняла подготовку нового поколения духовенства, т.к. закрыты были почти все духовные учебные заведения.   Уменьшилось внимание протестантского государства к нуждам  новых подданных – католиков, что стало одной из причин конфессиональных раздоров. В тоже время, это способствовало укреплению связи католиков Восточной Пруссии с Римом! Задачей христиан-католиков стала « пробудить и плодотворно использовать внутренние силы католицизма».

    Наполеон Бонапарт добился ликвидации Священной Римской империи германской нации, но затем потерпел поражение.  После победы над наполеоновской армией, 8 июля 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором был подписан акт о создании Германского союза. В него вошли 34 государства, в том числе Австрия,  Пруссия, и 4 вольных города.  Цель Союза – создание противовеса на границе с  Францией.   Он действовал до 1866г.

     30 апреля 1815 г.  на территории Восточной Пруссии было создано 2 административных округа: Кёнигсбергский (20 уездов, включая Велуаский) и Гумбининский (16 уездов).  Возглавлял уезд ландрат,  общину —  бургомистр. При короле  Фридрихе Вильгельме III (1797 – 1840 гг.) Пруссия вновь заявила о себе, как о великой европейской державе.  Вместе с тем внутри страны шли  сложные споры, в том числе о церковном уставе. Новая политическая ситуация повлекла за собой административную реорганизацию Католической церкви в Пруссии. Согласно булле папы Пия VII от 16.07.1821 г. католические приходы на территории  Кёнигсбергского округа вошли в Вармийское епископство.  Во  время правления короля Фридрих Вильгельм IУ (1840 – 1861 гг.)  отношения с Католической церковью  заметно улучшились. 15.01.1852 г. был создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге, которому были подчинены и приходы Тапиау, Велау, Пиллау и др.

    Как жили лютеране, кальвинисты, католики  Восточной Пруссии  в 1 половине ХIХ в.?  В трудах и заботах о  завтрашнем дне…  Страна, еще сохраняя в экономике свой традиционно аграрный характер,  двигалась в сторону перемен.  В июле 1817 г. вышел указ правительства о регулировании крестьянских хозяйств, а  7.05.1821 г. – о выкупе крестьянами повинностей, которые  привели к социальным изменениям – росту числа самостоятельных крестьянских хозяйств (хуторов). Проводя мелиорацию, строя каналы для регулирования уровня рек, землевладельцы «отвоевали» у природы  земли под посевы зерновых и овощных культур. Регион полностью удовлетворял свои потребности в хлебе, а излишки поставлял в индустриальные районы. Развивалось и животноводство. Продолжая традиции тевтонов, жители покупали в Голландии телят пестро-белой мясомолочной породы. Большое внимание уделялось выращиванию скаковых лошадей, а также рабочих в имении Тракенен.  По средам и субботам в городе работал рынок. В Велау   ежегодно в начале июля проводилась самая большая в Европе международная ярмарка, на которой  выставлялись на продажу лошади и  крупный рогатый скот. В среднем продавали около 9 тыс. лошадей и 3 тыс. голов скота. Нужны были кузнецы – специалисты. Позднее в Велау открыли школу кузнецов, в которой  обучали подковывать  лошадей.  Городские власти уделяли внимание   информированности населения. С это целью в 1839/1840 гг. начала выходить газета «Wehlauer Tageblatt”, освещавшая события в мире, в стране, в городе.

   В марте 1849 г. была принята Конституция Германской империи.  31.01. 1850 г.  опубликовали Конституционную хартию  Пруссии.  Для жителей Пруссии это было важным событием.  В статьях Конституции отмечалось, что  все пруссаки равны перед законом, т.к. сословные преимущества уничтожались. Личная свобода гарантировалась.  Жилище и собственность были неприкосновенны, а полная или частичная экспроприация могла применяться только в интересах общественного блага.  Каждый пруссак имел право свободно выражать свое мнение словом, письмом, печатью и изображениями;  без оружия собираться в закрытых помещениях.  В статьях 30 -31 утверждалось, что «свобода религии, образования религиозных обществ,  домашние или публичные  религиозные церемонии неприкосновенны»!  В пункте 15 также подчеркивалось, что « Церковь евангелическая и Церковь римско-католическая … и другие религиозные сообщества» свободны и остаются владельцами учреждений и фондов для проведения культовой, преподавательской и благотворительной деятельности.                                                                                  В экономике также происходили перемены. После указа 1850 г. «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами» больше стало крестьянских хозяйств. В то же время  крупные земельные владения преобладали. Так, в 1855 г. крупных землевладельцев было всего 4%, но они владели 47% всей земли. Жизнь же горожан стала подвижнее, т.к. создавались новые экономические условия для роста производства.  В Велау продолжало развиваться мукомольное производство, а  завод, расположенный в районе Пинау, становился самым крупным в данном регионе.  Со временем открыли и Margarinefabrik.                                                                                                                                                                            В ст.6 Конституции Германии отмечалось, что имперская власть имеет право… разрешать проведение железных дорог. Для имперских целей можно было пользоваться ж/дорогами, но за вознаграждение.  В 1860 г.  строилась ж/дорога в сторону русской границы. Велау присоединился к Восточной железнодорожной линии, поэтому был построен ж/вокзал. Потребовались подготовленные кадры. С развитием промышленности населения города увеличивалось. Так, в 1867 г. в Велау проживало 5288 человек.

      Большое значение для Католической церкви имели догматические конституции I Ватиканского собора (1869 – 1870 гг.): «Католическая вера», а также  «Церковь Христова», определившая догмат о папской непогрешимости, когда понтифик говорит «ex cathedra». Он распространялся только на сферы богословия и этики. Те, кто не принял  догмат «Церковь Христова»  образовали  «старокатолическую церковь». В Пруссии  старокатолики внесли раскол в католические приходы в Инстербурге, Гумбинене, Тапиау  и в общину «Божией Матери Скорбящей» в Велау.  Со временем, исключив  из своих рядов старокатоликов, эти общины  укрепились. К 1886 г. в регионе деятельность старокатоликов прекратилась.

     С 1861 г. страной стал править Вильгельм I. Началось время больших перемен. В ходе войны с  Францией (1870 – 1871 гг.)  его войска осадили Париж. 18.01.1871 г. в Версальском дворце прошла церемония, на которой провозгласили о  создании Германской империи. В неё вошли 22 монархии, включая Пруссию, 3 вольных города,  позже Эльзас и Лотарингия.  Империю возглавлял император – кайзер, были две палаты – бундесрат (Союзный Совет) и рейхстаг  (парламент избираемый). Канцлером стал Отто фон Бисмарк, который повел культуркампф — «борьбу за культуру» — против католицизма, а также против  партии «Центр», объединившую католиков всех сословий для защиты  свободы Церкви.   Были приняты меры против деятельности католической Церкви. Так, распустили католический департамент в министерстве по делам просвещения и религии, а власть в руках госаппарата действовала в интересах протестантизма. Старокатолическая церковь теперь имела право пользоваться католическими храмами и кладбищами, ей передали часть имущества католиков. В 1872 г. вышел закон об изгнании из страны иезуитов, в 1875 г.  – о роспуске всех орденов, чья деятельность не была связана с заботой о больных. Создавались препятствия на пути образования духовенства. Священниками теперь могли стать только молодые люди, получившие аттестат об окончании средней школы и прослушавшие 3 года лекции в немецких университетах.   Духовенству отказали в жалование и жилье. 6 епископов выслали из страны, а также и многих священников.  Многие приходы остались без пастыря, оставшимся священникам запрещалось служить в чужих приходах. Католики всех сословий взяли на себя заботу о материальной помощи духовенству. В 1874 – 1876 гг. ввели обязательный гражданский брак и разрешение разводов, что вызвало недовольство даже у протестантов. В 1878 г. прошел раздел Пруссии на Западную и Восточную, которая стала самостоятельной провинцией.                                                                                                                                 В 1878 г. папой стал  Лев ХIII. Бисмарк вел с ним переговоры. В 1885 г. канцлер избрал папу   третейским судьей в конфликте с Испанией.    В 1886 -1887 гг. законы, принятые во время культуркампф, были отменены. Папа наградил Отто фон Бисмарка орденом Христа. В результате, эти испытания сплотили  католиков Германской  империи, включая и Пруссию. Они образовывали  в разных социальных группах церковные союзы для распространения знаний  о католической науке и литературе, для защиты интересов студентов-католиков, рабочих обществ.

    После всех вышеуказанных потрясений жизнь в Велау налаживалась. В 1880 г. в городе проживало уже 5442 человека. В этом же году был построен металлический разводной мост через реку. Он опирался на массивные каменные опоры, способные выдержать любые весенние половодья на Прегель.   1895 г. был отмечен важными событиями. Так, в Велау было создано акционерное общество «Эльмюль», которое построило деревообрабатывающую фабрику и дало работу жителям города. В этом же году была проведена полная реставрация внутреннего пространства  кирхи св. Иакова, считавшейся одной из старейших в Восточной Пруссии, обновлен интерьер XVI – XVIII вв. с алтарем, позднеготическую живопись внутренних частей сводов от башни до нефов и   установлен новый орган. В кирхе хранилась библия М. Лютера, украшенная  богатой и красочной резьбой по дереву, в красивом кожаном переплете и латунным окладом. В 1896 г. по случаю завершения реставрационных  работ состоялось праздничное шествие жителей разных исповеданий по улицам города с цветами, факелами и пением. В  Велау, как и более  10000 католиков  в Восточной Пруссии, стали готовиться к встрече нового столетия…

ЛИТЕРАТУРА. Восточная Пруссия.8 гл. Калининград. , сс.328 – 337; История  государства и права зарубежных стран. Учеб. Пособие МГУ. М., 1995, сс. 114, 118, 126 – 127;   Лейн Т. Христианские мыслители. М., 1997, сс. 300-303; Лортц И. История  Церкви. Т. 2. М., 2000, сс.378-385; Малые города Калининградской области. Калининград. 2011, сс. 108 – 117; Bilder aus dem Kreis Wehlau. Leer. 1989, ss.23, 39, 45 – 48, 54, 69.