Наступило новое столетие, принесшее  жителям Восточной Пруссии, включая и Велау, грандиозные перемены. В начале столетия в городе проживало 5288 человек, которые служили в ландрате, в суде, на таможне,  в государственном и частном банках, на почте и телеграфе, работали на производстве, торговали, в том числе и на международных ярмарках,  молились в храмах, а иудеи в синагоге. В Велау большое внимание уделялось образованию и воспитанию детей. В городе были светские и церковные школы разного уровня. Их деятельность контролировала школьная инспекция.

    Горожан принимали участие в деятельности разных общественных организациях, например, в  католической партии «Центр», в п/профсоюзах,  женских союзах. В Германии, а также и в Вост. Пруссии, формировались и христианские профсоюзы.  Одновременно, шла дискуссия об  их составе: могут ли в них объединяться протестанты и католики? Папа Пий Х в энциклике от 24.09.1912 г. разъяснил, что сотрудничество католиков и протестантов в  рамках профсоюзов возможно! При этом должны соблюдаться  религиозные интересы католиков. Одновременно,  католикам предлагалось состоять и в  объединениях трудящихся (Arbteiterverein), которые были подконтрольными Церкви.  Папа Пий  Х внес некоторые изменения в практику Причастия, в исполнении церковной музыки. Во время мессы в своих приходах священнослужители  вносили эти изменения.

    В последние мирные предвоенные годы Восточная Пруссия была экономически благополучной, а жизнь горожан насыщенна праздниками. Так, в 1908 г. представители Велау приняли участие в «Дне союза немецких городов», проходившем в Кёнигсберге. Отмечались разные юбилеи. Например, в феврале 1913 г. праздновали 100-летие памяти народного ополчения и др. Между тем международная обстановка усложнялась. Обострились экономические и политические противоречия между европейскими державами за сферы влияния и передел мира. Святой Престол пытался предотвратить начало миррой войны. 2.08.1914 г. Папа Пий Х в своем апостольском послании призвал  всех  католиков   молиться за мир. 28.07.1914 г. началась 1 мировая война, в котором приняли участие 38 государств.  Папа Бенедикт ХV объявил о  строгом нейтралитете Св. Престола в этой войне.

     1.08.1914 г. Германия объявила о начале войны с Россией. 17.08.14 г. 1 – я русская армия начала наступление в Восточной Пруссии и продвигалась в сторону Кёнигсберга. Немецкий народ выражал свою готовность защищать свои города и верил в силу своей армии. Вскоре стало ясно, что в/командование Германии планировало наступление на западе, а защищаться на востоке.  В Пруссию стали прибывать беженцы. Их нужно было кормить и где-то поселять.   Ухудшилось и экономическое положение в регионе, т.к. была прервана торговля с соседними странами, включая Россию. Вечером 25 августа в Велау появились первые разъезды русской конницы, затем пехотинцы 25-ой пехотной дивизии генерала П.И. Булгакова. 26 августа они вышли к Тапиау, но взять город не смогли. В Велау был назначен русский комендант Янсон. Он и представитель местных властей — Шеффлер — организовали специальную полицию для борьбы с грабежами и издали указ о смертной казни всех мародеров. Большим бедствием для горожан стали пожары. Немцы стали покидать свои дома, опасаясь репрессий за неприязненное отношение к русским солдатам. В городе оставались, в основном, литовцы и поляки.

    5 сентября 1914 г. командование 8-ой немецкой армии запланировало наступление, но генерал П.К. Ренненкампф приказал отвести русскую армию в   шталлупененском направлении.  Зимние условия усложнили обстановку.  Резкие переходы от оттепелей к сильным морозам, снежные вьюги затрудняли переходы русской коннице,  замедляли подвоз боеприпасов. К тому же усилилось противостояние местного населения.  В этих условиях наступление русской армии 12.01.15 г. не имело успеха. В феврале 8-я немецкая армия под командованием генерала фон Белова вышла на границу с Россией. Последние бои прошли в марте 1915 г. Восточно-прусская операция для русской армии завершилась с большими потерями. Не считая убитых и раненных,  было 100 000 военнопленных. Военные действия Германия продолжалась только на Западном фронте. Пруссия, хотя еще оставалась прифронтовой территорией, но мирная жизнь в городах постепенно налаживалась. 1.08.1917 г. Папа Бенедикт ХV обратился к воюющим странам с нотой, в которой призвал их начать переговоры о мире.

    3.03.1918 г. РСФСР заключила с Германией Брестский мир. В мае этого же года войска Антанты нанесли поражение Германии. Она потеряла в этой войне до 2 млн. человек.   28.06.1919 г. Германией был подписан Версальский мирный договор. В результате  у неё отняли   колонии, Эльзас и Лотарингию, «Данцигский коридор» (Вост. Пруссия была вновь  отделена),  резко ограничили численность её  армии,  наложили огромную контрибуцию. По замыслам версальских «миротворцев» в результате отделения  Вост. Пруссия должна была отойти от немецкой культуры,  экономики, а придя в упадок, стать «добычей» соседей.

     Народ всей страны страдал от последствий войны и внутренних противоречий.   В 1918  г. в Германии началась Ноябрьская революция, в результате которой установилась Веймарская республика. 11.08.1919 г. была принята новая конституция страны, статьи которой касались всех жителей страны – протестантов, католиков, иудеев и атеистов! В ней отмечалось, что Германская империя – республика. Государственная власть исходит от народа. Президент империи избирается всем германским народом. Избранным может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет. Депутаты Рейхстага избираются на 4 года прямым голосованием лиц, достигших 20 лет. Выборы должны проводиться в воскресенье или в дни отдыха, так что жители Велау могли принимать в них участие.  В ст. 109 подчеркивалось, что все немцы равны перед законом. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности, включая участие в гос. тяготах  соразмерно своим средствам и согласно закону, т.е. платить налоги. В других статьях отмечалось, что иноязычные части населения империи  могут говорить на родном языке, обучаться на нем и т.д. Прежде всего,  это относилось  к  живущим в Германии и в Вост. Пруссии полякам, литовцам, а также к евреям, говорившим на идиш. Жители империи имели право создавать союзы, включая и религиозные.  Всеобщее школьное образование было обязательно. Народная школа была с 8-летним обучением, затем шла 2-я  ступень. Обучение и пользование учебниками были бесплатны. Преподавание религии входило в программу школ, кроме светских. Посещение учениками уроков религии и церковных праздников зависело от их родителей или опекунов.  Папа Пий ХI в 1929 г.   посвящает энциклику  вопросам  христианского воспитания, главной целью которого является формирование совершенного человека. Первейшее право в воспитании принадлежит семье, а Церковь и государство  должны этому содействовать. Папа был решительно против монополии государства в деле воспитания. В  Велау действовали различные учебные заведения. Например, реальная гимназия – школа им. Немецкого Ордена, школа для девочек, частные школы, сельскохозяйственная школа, при храмах Св. Иакова и Скорбящей Божией Матери тоже  были церковные школы. Кроме того, на развитие сферы образования и социального обеспечения, на благотворительные лечебные заведения и больницы, на улучшение внешнего вида города, империя и прусское правительство старались выделить средства.  1924 – 1928 гг. были относительно  стабильны. В 1925 г. в Велау и в его пригородах проживало 6946 человек (среди них 3346 мужчин). По вероисповеданию  было 6699 евангелистов, 134 католиков, 40 иудеев, 10 атеистов. В 1931 г. в городскую общину входили 22 пригородных населенных пункта. Жилых домов в городе  было 535, хозяйственных построек – 1548. В Велау  жители лечились в районной больнице, в неврологической лечебнице, у частных докторов. В протестантском  храме  Св. Иакова и в католической церкви Скорбящей Божией Матери прихожане могли помолиться и отмечать церковные праздники.      Горожане Велау служили в административных, судебных и финансовых учреждениях,  работали на мукомольном, маргариновом, пивоваренном,  газовом, кирпичном заводах, на машиностроительной фабрике, на пассажирских и грузовых судах. В городе, как и прежде,  был большой конный рынок, считавшийся самым крупным в Европе, т.к. объем продаж достигал 20 тыс. лошадей. Каждый год в первое воскресенье июня открывалась эта ярмарка. Лошадей «демонстрировали» на ипподроме, устраивали скачки (конкуры). В городе был создан краеведческий музей, газета  « Wehlauer Tageblatt»  теперь выходила ежедневно.  6 сентября 1934 г. редакция выпустила  208 номер.

    В 1927 г. гауляйтером в Вост. Пруссии стал чиновник ж/д ведомства Эрих Кох. В 1929 – 1932 гг. мир потряс экономический кризис, названный позже «Великой депрессией». Кризис отразился  на ещё неокрепшей экономике Германии, включая и Вост. Пруссию. Инфляция, безработица, падение производства товаров, сокращение рынков сбыта, увеличение объемов социальных выплат содействовали росту  недовольства у населения. В этих сложнейших экономических условиях резко увеличилось число сторонников  национал-социалистов (НСДАП) и коммунистов. Возрастающее влияние фашизма на население Италии и национал-социализма в Германии вызывали озабоченность Св. Престола. В 1931 г. Папа Пий Х1 в своей энциклике осудил итальянский фашизм.

      ТРЕТИЙ  РЕЙХ.  В январе 1933 г. президент Германии П. Гинденбург  назначил главой правительства (рейхсканцлером) лидера НСДАП А. Гитлера. 1.08.1934 г. вышел закон о главе Германской империи, в котором должность президента и рейхсканцлера объединялись. После смерти фон Гинденбурга главой империи стал рейхсканцлер.   Принятый ранее (14.07. 1933 г.) закон о партиях  гласил, что в Германии существует единственная партия НСДАП. Её устав утверждается вождем. Все другие партии и союзы были запрещены, имущество у них изымалось. Подчеркивалось, что за создание новой партии  будет наказание: 3 года  в смирительном доме или от 6 месяцев до 3 лет в тюрьме.  Социал-демократическая и коммунистическая партии,  как и католическая партия «Центр», были ликвидированы.  Конференция германских епископов заявила о несовместимости католического учения с доктриной национал-социализма. 20.07.1933 г. между  Рейхом и Св. Престолом был подписан конкордат, в  котором определялось положение Католической церкви и её защита в условиях зарождающегося тоталитарного режима. В 1935 г. нацисты закрыли многие приходские школы, церковные учебные заведения, ограничили деятельность Орденов, начали репрессии против благотворительной организации «Католическое действие», усилился надзор за проведением церковных служб, за чтением проповедей, запретили сбор пожертвований.   14.03.1937 г.  в энциклике «Mit brennender Sorge» о национал-социализме Папа Пий Х1 отверг доктрины, объявляющие расы и национализм высшими ценностями. Папа подчеркивал, что БОГ  является Творцом и Господом всех рас и народов. Все правители  и подданные находятся в ЕГО власти. ХРИСТОС основал одну Церковь, которая является общей для всех без исключения рас и народов, и у неё для всех один свет ИСТИНЫ и путь СПАСЕНИЯ.   В Германии сотни католических священников  арестовали, многих отправили в лагеря. Евреям, как исповедующим иудаизм, так и перешедшим в христианство, запрещали работать юристами, врачами, преподавателями. Организовывался бойкот еврейских магазинов.    В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. прошла «хрустальная ночь», в ходе которой штурмовики поджигали синагоги, разоряли еврейские кладбища, громили магазины и квартиры евреев. Резко  возросла их эмиграция.  Бедные иудеи на выезд всей семьи не имели денег, поэтому отправляли в эмиграцию только одного или двух членов семьи.

    В Вост. Пруссии распространение и разъяснение  энциклики Папы о национал-социализме было крайне затруднено. Вместе с тем  нацизм не смог сломить сопротивление  Католической церкви, т.к. оно шло из самой веры, люди «черпали» в ней силу. В Евангелической церкви возникло  течение «Немецкие христиане», требовавшие изъятия Ветхого Завета из Священного Писания. Гауляйтер Э. Кох был убежденным христианином, поэтому процесс поляризации сил в Вост. Пруссии шел дольше… Велауский район по — прежнему входил в  правительственный округ Кёнигсберг. В 1936 г. жители Велау торжественно отметили 600-летие своего города. Шли инструментальные и хоровые  концерты, ставились спектакли, в них приняли участие почти все жители, одни выступали, другие слушали и аплодировали. Время шло и по переписи 1939 г. в Велау уже   проживало 8463 человека. Они продолжали работать, учиться,  заниматься  музыкой, молиться в храмах. Проводились различные спортивные  соревнования – играли в хоккей, в теннис, плавали на байдарках и т.д. Часть жителей – мужчины- служили в в/подразделениях, т.к. была введена всеобщая воинская повинность, некоторые горожане участвовали в партийных мероприятиях.  Следует отметить, что к этому району относился и город Тапиау, в котором в данный период уже проживало 9272 человека. В послевоенный период именно Тапиау стал районным центром в правительственном округе Кёнигсберга.

     1 сентября 1939 г. началась 2 – я мировая война, которая принесла много страданий и горя людям всех стран мира…

Использованная литература: Гаузе Ф. Кёнигсберг в Пруссии. Leer. 1987, сс.223 – 227, 245, 249;  История государства и права зарубежных стран. Кн. 2. Уч. пособие МГУ. М.,1995, сс. 265, 274 – 275; Малые города Калининградской области. Калининград. 2011, сс. 110 – 117; Майка Ю. Социальное учение Католической церкви. Рим – Люблин. 1994, сс. 331,338; Bracher K.,  Funke M., Deutschland 1933 – 1945. Boпn. 1992, s. 153 – 182, 273 – 290.