Спокойствие  жителей Велау  нарушалось не только религиозными противостояниями в периоды Реформации и Контрреформации, но и наводнениями, пожарами, эпидемиями, войнами, гонениям. Так, в 1576 г.в городе произошло большое наводнение. Стремительные водные потоки заливали  угодья, дома, сносили хозяйственные постройки, деревянные мосты через реку Прегель.  Подобное бедствие повторились и в 1612, 1621, 1709 гг.
Пожары также были не редкостью. Ещё в 1540 г. сгорела половина города, в том числе здание ратуши, в которой в то время находилась церковная утварь.  В 1607 г. сгорели фахверковые товарные склады, горожане понесли большие потери. В 1677 г.  молния ударила в башню лютеранского храма Св. Иакова, начался пожар, в результате которого  расплавились  3 колокола  и загорелся орган.  Ущерб от пожара был большой, но прихожане стали собирать средства на восстановление храма.
В городе вспыхивали  эпидемии чумы, например, в  1549, 1589, 1602, 1612, 1620, 1625 гг. В эти периоды закрывались рынки, все праздники  запрещались.  Часто жители стремились убежать из города. Для устранения  трупного запаха на улицах жгли ветви можжевельника. На дома, где лежали больные, ставили специальные  отметки, а пищу для них оставляли перед дверью.  Иногда за воротами города могли построить  «чумный дом», чтобы изолировать больных. Церковный обряд отпевания соблюдался, но без колокольного звона, так как  умерших было много. Страх и скорбь царили в сердцах горожан, но, одновременно, было желание выжить, помянуть усопших, покаяться и поблагодарить Господа за спасение тела и души. Люди устремились в храмы…
В 1614 – 1616 гг. была построена католическая церковь в Кёнигсберге, поэтому  появилась возможность католиков герцогства Пруссии официально принять в юрисдикцию  Вармийского епископа.  Папа Павел V  в своем послании от 7.12.1616 г. утверждал, что Вармийское епископство получило юридические основания для духовного попечительства над прусскими католиками.
Большими потрясениями для Пруссии были войны или даже угроза их, так как гибли люди, росли цены, нехватка товаров, расстройство торговли, увеличение налогов.   Например, это происходило в период 30-летней войны в 1618 – 1648 гг., Северной войны, шведско-польской войны в 1655 – 1660 гг., Семилетней войны в 1756  – 1763гг. и  так далее.  30-летняя война закончилась  Вестфальским  миром, постановления которого касались не только территориальных изменений, но и религиозных отношений. Кальвинисты в Германии стали официально признанной конфессией и уравнены в правах с католиками и лютеранами, а князья лишились права определять религиозную принадлежность своих подданных. Равноправие католиков распространилось на них гражданские права. Они могли учиться в университете, но не имели права стать профессорами.
В период шведско- польской войны в 1655 г. шведы захватили  Велау.  Курфюрст —  Фридрих Вильгельм — преследовал цель стать суверенным правителем в Пруссии. Он смог обратить результаты войны между Польшей и Швецией в свою  пользу. Суверенитет  был признан  20 ноября 1656 г. договором со Швецией в Лабиау. 19 сентября 1657 г. в ратуше Велау между польским королем Яном  Вторым Казимиром и бранденбургским курфюрстом Фридрихом Вильгельмом был заключен договор, по которому Прусское государство стало независимым от Польши. В 1660 г.  был заключен Оливский мир,  завершивший Северную войну между Швецией и Речью Посполитой. По нему Швеция закрепила за собой Эстландию и почти всю Лифляндию, что создавало определенное напряжение на границах!!!                                     Курфюрст начал  укреплять суверенитет герцогства,  признанный европейскими державами. Он потребовал от сословий присяги на верность, но они сопротивлялись, прежде всего, бюргерство, надеявшееся на военную помощь короля Польши. Противостояние привело в 1661 – 1663 гг. к кризису.  Казалось, что « дни Прусского союза» могут вернуться… Но  король Польши отказался предоставить военную помощь оппозиции, так как сам бы нарушил  Велауский и Оливский мир. Курфюрст  действовал решительно.  25 октября он с войском вошел в Кёнигсберг. Начались переговоры между курфюрстом и оппозицией, которые длились 10 месяцев. Спорные вопросы были решены. В торжественной обстановке все знатные люди, чиновники и представители городов (включая и Велау) принесли присягу. Празднование продолжалось несколько дней. Так, с октября 1663 г. началась новая эпоха в истории прусских  городов. Пруссия в своем внутреннем развитии стала идти в ногу с Бранденбургом, отказавшись от польского пути дворянской республики.
Очередные войны, проходившие на территории Пруссии, вновь затронули и Велау. Так, шведы в ноябре 1678 г. вторглись в Пруссию со стороны Лифляндии (!) и, продвигаясь на Кёнигсберг, в 1679г. захватили Велау. Курфюрст,  в январе 1679 г. прибыв  в Кёнигсберг с 9000 солдат, маршем прошел через Куршский залив, вышел на шведов и освободил Пруссию, в том числе и Велау. Город и его жители вернулись к мирной жизни.
С конца 17 в. в Велау  начался экономический подъем. В городе проходили ярмарки, торговля хлебом, развивалось пивоварение, мукомольное производство.  Повышение доходов позволило обновить интерьер кирхи Св. Иакова, включая  алтарь 1633 г., а также  стенную живопись внутренних сводов от башни до нефа. Сюжетами были:  предательство Иуды, несение Креста, Пресвятой Богородицы и др.
После долгих переговоров с императором курфюрст добился  его согласия на возвышение герцогства Пруссии  до королевства. Курфюрст  в новых условиях  становился королем  в Пруссии.  18 января 1701 г. в Кёнигсберге прошла его коронация.   Этот день стал праздничным днем для всех городов, включая и Велау. Фридрих 1 король в Пруссии правил до 1713 г.
В 1709 – 1710 гг. Велау пережил большие потрясения – наводнение и эпидемию чумы. Так, в 1710 г. страшная эпидемия унесла 1850 человеческих жизней, поэтому в 1726 г. в нем проживало  всего 250 человек. Но постепенно жизнь налаживалась: увеличилось население, развивалось производство, торговля, духовная жизнь и   даже образование. Так, латинская школа под руководством Якоба Резы ( 1690 – 1739 гг.) достигла наивысшего расцвета и обеспечивала хорошую подготовку для поступления в университет Кёнигсберга.
Во время Семилетней  войны (1756 – 1763 гг.)  жители Велау вновь пережили потрясение, так как в 1757 г. город был оккупирован русскими войсками. После  окончания войны горожане, вернувшись к мирной жизни,  восстанавливали свои дома. В результате, в городе  имелись 264 дома и 2 предместья, а  в 1766 г. был построен  мукомольный завод по голландскому образцу. Развивалось пивоварение, проводились ярмарки и т.д. Обращалось внимание на развитие образования, продолжалось обучение  детей в латинской школе. По сведениям за 1782 г. в Велау уже проживало 2627 человек.    Увеличение численности жителей города было за счет повышение рождаемости и прибытия переселенцев. Последнее явление требует пояснения.
Фридрих Второй, взойдя на престол в 1740 г., организовал правильную иммиграцию в свое государство по заранее составленному плану. Он признавал, что «крестьяне – отцы-кормильцы общества», и не жалел усилий и средств на увеличение их численности. Палаты провинций должны были собрать сведения о нуждах своих регионов, составить списки пустующих домов, заброшенных участков земли, определить число колонистов, которое требовались в их округах. Прусские агенты вербовали колонистов, выдавая им  деньги на путевые расходы и переселенческую премию, а после приезда на место, выделяли дом и  землю. Определялась доля государства в издержках на обзаведение, рекомендовалось позаботиться о школах, подготовить  помещения для « хороших школьных учителей». Фридрих делал огромные затраты для защиты деревень и городов от периодических наводнений.  Для предупреждения побегов колонистов он обязал местные власти уплачивать суммы, израсходованные на беглецов.
В итоге, к 1786 г. почти треть прусского населения составляли колонисты. Пришедшие со всех концов Европы, со временем  они слились в одно целое с принявшим их народом.  Фридрих Второй – король Пруссии — подчеркивал, что в его государстве всякий может спасать свою душу, как ему нравится. Он не терпел посягательств на свободу совести. Его правление  отличалось религиозной толерантностью, в том числе по отношению к католикам.   Многие принятые   им изгнанники из Чехии, Франции, Польши, Австрии и др.,  были  жертвами религиозных гонений.   Например, когда иезуитов стали преследовать, то Фридрих открыл для них «двери своего государства»,  чтобы они продолжали свою образовательную деятельность.  К тому же,  полученные после первого раздела Польши земли (в 1772 г. присоединили Вармию), позволили объединить   две части его владения – собственно Пруссию и Бранденбург.  Кёнигсбергский регион теперь целиком находился под юрисдикцией Вармийского епископства. Численность католиков в Пруссии возросла.   Католическая община в Велау в конце 18 в. получила разрешение на строительство своего храма. Это обстоятельство содействовало духовному обновлению католиков – жителей Велау.
Литература:   Гауза Ф. История одного европейского города. СС. 65,74,83,90,102,116,117;   Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. Янтарный сказ. 2006,сс. 227 – 260;  Малые города Калининградской области. Калининград. 2011,сс.108-117; Католическая энциклопедия. Т.1. М.,2005,сс.688 – 689, 1263 – 1265; и др.