Освящение грота Пресвятой Девы Марии в Знаменске

Состоявшееся 15 сентября 2019 года, в Престольный Праздник Божией Матери Скорбящей, освящение грота Пресвятой Девы Марии и коронация Ее фигуры стали завершающим аккордом на протяжении почти тридцатилетней истории возвращения и восстановления Храма Божией Матери Скорбящей в поселке Знаменск Калининградской области.

Мы не можем охватить взглядом многовековую историю Католической Церкви на территории Восточной Пруссии, даже «всего лишь» столетнюю историю нашего храма, но многие из нас вполне могли увидеть воочию историю его возрождения.

На территории нынешней Калининградской области Католическая Церковь имеет долгую, насчитывающую более 1000 лет, историю, восходящую ко временам Святого Адальберта, отправившегося сюда в конце X века с миссией распространения христианской веры среди прусских племен. И именно здесь, по преданию, в Тенкитах (окрестности современного Балтийска) он умер мученической смертью в 997 году. Так закончилась первая попытка провозглашения Евангелия на Прусских землях.

Попытки евангелизации продолжились лишь через двести лет, а когда цистерцианские монахи возобновили миссионерские усилия, многие потомки неохотных и агрессивных пруссов прошлого приняли христианство без особого сопротивления. Однако те, кто не принял учения Христа, то есть прусские язычники, остававшиеся в большинстве, начали истреблять неофитов и преследовать миссионеров. Практически всех христиан изгнали на территорию Польши. В 1222 году папа Гонорий III начал против них крестовый поход, в котором приняли участие как польские рыцари, так и епископы. Через год Польша укрепила свою власть над Хелмно, ставшим плацдармом.

Но побежденные пруссы так и оставались угрозой, периодически совершая набеги. В 1226 году герцог Конрад передал Хелм мно, ставшим плацдармом.

Но побежденные пруссы так и оставались угрозой, периодически совершая набеги. В 1226 году герцог Конрад передал Хелмно тевтонцам, которые уже в 1211 году перенесли свою деятельность в прибалтийские земли. Начиная с 1230 года они самым активным образом участвовали в покорении Пруссии. Но это было обращение путем насилия. Рыцари-монахи построили великое множество храмов и монастырей – только церквей более двухсот. Самые древние из них построены в XIII и XIV веках.

Именно тевтонские рыцари посеяли первые семена Евангелия в районе сегодняшнего города Знаменска. Тевтонцы дали поселению имя Велова. Новые жители были католиками, поэтому они построили первую церковь в 1260 году, что заняло им около двадцати лет. Город получил гражданскую хартию в 1339 году и стал центром торговли лошадьми.

Рыцари воевали против Польши во время правления короля Казимира IV Ягеллона и проиграли, и, хотя крепость Велова осталась в их руках, тевтонское рыцарское государство

сильно уменьшилось в размерах. Северная часть была включена в состав Польского королевства в 1466 году. Остальная часть земель, включая столицу, перенесенную ранее из Мариенбурга в Кенигсберг, осталась во владении тевтонских рыцарей как монашеское государство, ставшее с 1466 года вассалом Польши. Именно тогда крепость Велова получила польское название Велава.

В XVI веке, во время Реформации, церковь, построенная в 1260 году, перешла в руки лютеран.

Волна Реформации, инициированная Мартином Лютером, прокатилась по западной и Северной Европе. Новые веяния распространялись очень быстро, и, хотя в это трудно поверить, изменения поддерживали сами тевтонские рыцари, несмотря на то, что они на протяжении предыдущих веков яростно обращали прусских язычников в католичество. И когда последний великий магистр тевтонских рыцарей – Альбрехт – обратился в лютеранство, тевтонское государство прекратило свое существование. Альбрехт распустил орден и, провозгласив монашеское государство мирским и протестантским, объявил себя его герцогом. Страна стала называться Прусским герцогством, или герцогской Пруссией, хотя формально все еще оставалось ленником Польши.

Лютеране захватили все католические церкви, поэтому немногочисленные католики могли проводить свои богослужения исключительно по домам, за что их продолжало преследовать лютеранское большинство. Такая ситуация сохранялась в течение столетий.

После шведского потопа (1657 г.), по условиям договора, заключенного в Велау, Фридрих Вильгельм, Великий курфюрст Бранденбургский (1640-88), получил суверенитет над герцогством Пруссия, а Прусское герцогство освободилось от связей с Польшей. Польское название Велава изменилось на Велау.

В 1701 году курфюрст Бранденбургский Фридрих I стал королем Пруссии, коронация которого прошла в Кенигсберге. Тем самым скромные Прусские земли стали королевством, власть короля которого уже не зависила от воли императора, как это было в случае курфюрста. В гербе, теперь уже королевском, появился черный прусский орел.

В 1818 Велау стал столицей графства в составе королевства Пруссия. В 1871 Велау вошел в состав Германской империи.

Местные католики никогда не сдавались и, хотя они были всего лишь скромным меньшинством – которое насчитывало около 300 жителей Велау (и до 500 – вместе с католиками из окрестных поселений) – к концу XIX века они решили построить свою собственную церковь на территории кладбища. Немцы составляли большинство, но были прихожане польского и литовского происхождения. Проект для церкви был готов в 1916

году, но из-за продолжающейся Первой мировой войны строительство было отложено до более спокойных времен.

Годы, последовавшие за войной, были нелегкими и для прихожан Велау. Несмотря на трудности, медленно, но верно, шаг за шагом, они довели проект до счастливого завершения. В 1928 году храм, названный в честь Скорбящей Божией Матери, был освящен, но успел прослужить своим прихожанам только до Второй мировой войны, итоги которой привели к плачевным результатам для развязавшей ее нацистской Германии.

После войны все изменилось. Город был переименован в Знаменск, пришла новая власть, пришли новые люди, новые традиции. Богу места не было. Церковь была закрыта. Колокольня разрушена, здание разделено на два этажа, чтобы разместить в нем мастерские.

Но пришло иное время. В Калининградскую область приехали священники из ордена Божьего Слова, вербисты, и многое начало меняться. Была создана община. Отцы-вербисты обратили внимание на полуразрушенное здание храма в Знаменске, в котором после закрытия мастерских обитали бомжи, чуть не уничтожившие его из-за пожара. Община верующих, ютившаяся в полуподвальном помещении, получила храм в плачевном состоянии. Как и сто лет тому назад, местные католики сдаваться не собирались.

Кроме того, судебные тяжбы продолжались в течение трех лет. Верующие стучались во все двери, вплоть до Государственной Думы.

Казалось, что этого никогда не произойдет. Настоятель начал планировал сбор средств для приобретения совершенно другого участка, однако …

У Бога были Свои планы на все. Власти решили вернуть Церковь. 24 февраля 2010 года католики Знаменска получили законные права на Церковь вместе с частью близлежащих земель. Как велика была радость людей! Некоторые прихожане, следуя старой традиции, поспешили купить шампанское, несмотря на Великий пост!

Как только эйфория улеглась, все поняли сколько еще предстояло трудиться и внутри храма, и на его территории. И сейчас, взглянув на прекрасную церковь и замечательный парк вокруг нее, можно вспомнить слова отца настоятеля: «Отреставрированный храм Скорбящей Божией Матери в Знаменске не будет открыт ни завтра, ни послезавтра!» А сегодня он стал центром совместного священнопразднования не только принадлежащих к нему территориально трех приходов и одного пастырского пункта, но практически всех католиков Калининградской области, каждый из которых, несмотря на отдаленное его расположение, побывал здесь хотя бы один раз.

Накануне праздника Рождества Христова, 24 ноября 2012 года, состоялось повторное освящение храма Скорбящей Божией Матери в Знаменске.

И с тех пор продолжались работы по приведению храма и его территории в то состояние, которое как можно лучше соответствует словам Иисуса: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов».

Сейчас, благодаря стараниям прихожан и отца настоятеля, в храме построен орган, музыка которого звучит не только во время Мессы, но и для приезжающих сюда многочисленных туристов. Это становится прекрасным поводом для пре-евангелизации, поскольку практически все музыкальные произведения для органа написаны композиторами для церковных богослужений. Краткое вступление перед концертом помогает людям сделать первый шаг навстречу вере, вспомнить свои христианские корни. Этому помогает буклет с историей нашего прихода и Католической церкви на территории Калининградской области, который получает каждый, приходящий в храм.

В храме буквально на днях закончилась газификация, и теперь не нужно беспокоиться, что топливо замерзнет во время зимних холодов или его не хватит. Отопление помогает сохранить и внутреннее убранство храма, и орган, ставший неотъемлемой частью духовной и музыкальной сокровищницы Калининградской области.

Освящение грота Марии провел о. Адриан Джехадун, вербист, член совета Уральского Региона ордена Божьего Слова, настоятель прихода в г. Чита. Отец Адриан, освятив грот, подвел черту под эпохой строительства в Приходе п. Знаменск. Больше нет необходимости что-то строить или восстанавливать. Все уже завершено. А наступающий месяц октябрь, провозглашенный Святым Отцом Чрезвычайным месяцем миссий, поможет нам вспомнить нашу христианскую обязанность не только материального строительства, но, прежде всего, обязанность участвовать в духовном развитии общины и провозглашать Христа нашим ближним.

О. Валентин Назаренков, SVD