19 век был отмечен большими радикальными переменами в жизни городов и жителей Восточной Пруссии. Так, в период войны с Францией указания Наполеона Бонапарта о секуляризации были возведены в ранг закона. В результате церковные владения полностью передавались в распоряжение светской власти, включая имущество монастырей и соборов. Последствия этих «деяний» были тяжелые. Разорение церковных владений привело к тому, что католики на территории Восточной Пруссии оказались в меньшинстве. Секуляризация вызвала сильное экономическое ослабление Католической церкви. Деятельность епископов и настоятелей соборов по развитию образования (открытие школ, студенческих кружков и др.) стала невозможна, в том числе и из-за недостатка средств. Секуляризация затрудняла подготовку нового поколения духовенства, т.к. закрыты были почти все духовные учебные заведения. Уменьшилось внимание протестантского государства к нуждам новых подданных – католиков, что стало одной из причин конфессиональных раздоров. В тоже время, это способствовало укреплению связи католиков Восточной Пруссии с Римом! Задачей христиан-католиков стала « пробудить и плодотворно использовать внутренние силы католицизма».
Наполеон Бонапарт добился ликвидации Священной Римской империи германской нации, но затем потерпел поражение. После победы над наполеоновской армией, 8 июля 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором был подписан акт о создании Германского союза. В него вошли 34 государства, в том числе Австрия, Пруссия, и 4 вольных города. Цель Союза – создание противовеса на границе с Францией. Он действовал до 1866г.
30 апреля 1815 г. на территории Восточной Пруссии было создано 2 административных округа: Кёнигсбергский (20 уездов, включая Велуаский) и Гумбининский (16 уездов). Возглавлял уезд ландрат, общину — бургомистр. При короле Фридрихе Вильгельме III (1797 – 1840 гг.) Пруссия вновь заявила о себе, как о великой европейской державе. Вместе с тем внутри страны шли сложные споры, в том числе о церковном уставе. Новая политическая ситуация повлекла за собой административную реорганизацию Католической церкви в Пруссии. Согласно булле папы Пия VII от 16.07.1821 г. католические приходы на территории Кёнигсбергского округа вошли в Вармийское епископство. Во время правления короля Фридрих Вильгельм IУ (1840 – 1861 гг.) отношения с Католической церковью заметно улучшились. 15.01.1852 г. был создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге, которому были подчинены и приходы Тапиау, Велау, Пиллау и др.
Как жили лютеране, кальвинисты, католики Восточной Пруссии в 1 половине ХIХ в.? В трудах и заботах о завтрашнем дне… Страна, еще сохраняя в экономике свой традиционно аграрный характер, двигалась в сторону перемен. В июле 1817 г. вышел указ правительства о регулировании крестьянских хозяйств, а 7.05.1821 г. – о выкупе крестьянами повинностей, которые привели к социальным изменениям – росту числа самостоятельных крестьянских хозяйств (хуторов). Проводя мелиорацию, строя каналы для регулирования уровня рек, землевладельцы «отвоевали» у природы земли под посевы зерновых и овощных культур. Регион полностью удовлетворял свои потребности в хлебе, а излишки поставлял в индустриальные районы. Развивалось и животноводство. Продолжая традиции тевтонов, жители покупали в Голландии телят пестро-белой мясомолочной породы. Большое внимание уделялось выращиванию скаковых лошадей, а также рабочих в имении Тракенен. По средам и субботам в городе работал рынок. В Велау ежегодно в начале июля проводилась самая большая в Европе международная ярмарка, на которой выставлялись на продажу лошади и крупный рогатый скот. В среднем продавали около 9 тыс. лошадей и 3 тыс. голов скота. Нужны были кузнецы – специалисты. Позднее в Велау открыли школу кузнецов, в которой обучали подковывать лошадей. Городские власти уделяли внимание информированности населения. С это целью в 1839/1840 гг. начала выходить газета «Wehlauer Tageblatt”, освещавшая события в мире, в стране, в городе.
В марте 1849 г. была принята Конституция Германской империи. 31.01. 1850 г. опубликовали Конституционную хартию Пруссии. Для жителей Пруссии это было важным событием. В статьях Конституции отмечалось, что все пруссаки равны перед законом, т.к. сословные преимущества уничтожались. Личная свобода гарантировалась. Жилище и собственность были неприкосновенны, а полная или частичная экспроприация могла применяться только в интересах общественного блага. Каждый пруссак имел право свободно выражать свое мнение словом, письмом, печатью и изображениями; без оружия собираться в закрытых помещениях. В статьях 30 -31 утверждалось, что «свобода религии, образования религиозных обществ, домашние или публичные религиозные церемонии неприкосновенны»! В пункте 15 также подчеркивалось, что « Церковь евангелическая и Церковь римско-католическая … и другие религиозные сообщества» свободны и остаются владельцами учреждений и фондов для проведения культовой, преподавательской и благотворительной деятельности. В экономике также происходили перемены. После указа 1850 г. «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами» больше стало крестьянских хозяйств. В то же время крупные земельные владения преобладали. Так, в 1855 г. крупных землевладельцев было всего 4%, но они владели 47% всей земли. Жизнь же горожан стала подвижнее, т.к. создавались новые экономические условия для роста производства. В Велау продолжало развиваться мукомольное производство, а завод, расположенный в районе Пинау, становился самым крупным в данном регионе. Со временем открыли и Margarinefabrik. В ст.6 Конституции Германии отмечалось, что имперская власть имеет право… разрешать проведение железных дорог. Для имперских целей можно было пользоваться ж/дорогами, но за вознаграждение. В 1860 г. строилась ж/дорога в сторону русской границы. Велау присоединился к Восточной железнодорожной линии, поэтому был построен ж/вокзал. Потребовались подготовленные кадры. С развитием промышленности населения города увеличивалось. Так, в 1867 г. в Велау проживало 5288 человек.
Большое значение для Католической церкви имели догматические конституции I Ватиканского собора (1869 – 1870 гг.): «Католическая вера», а также «Церковь Христова», определившая догмат о папской непогрешимости, когда понтифик говорит «ex cathedra». Он распространялся только на сферы богословия и этики. Те, кто не принял догмат «Церковь Христова» образовали «старокатолическую церковь». В Пруссии старокатолики внесли раскол в католические приходы в Инстербурге, Гумбинене, Тапиау и в общину «Божией Матери Скорбящей» в Велау. Со временем, исключив из своих рядов старокатоликов, эти общины укрепились. К 1886 г. в регионе деятельность старокатоликов прекратилась.
С 1861 г. страной стал править Вильгельм I. Началось время больших перемен. В ходе войны с Францией (1870 – 1871 гг.) его войска осадили Париж. 18.01.1871 г. в Версальском дворце прошла церемония, на которой провозгласили о создании Германской империи. В неё вошли 22 монархии, включая Пруссию, 3 вольных города, позже Эльзас и Лотарингия. Империю возглавлял император – кайзер, были две палаты – бундесрат (Союзный Совет) и рейхстаг (парламент избираемый). Канцлером стал Отто фон Бисмарк, который повел культуркампф — «борьбу за культуру» — против католицизма, а также против партии «Центр», объединившую католиков всех сословий для защиты свободы Церкви. Были приняты меры против деятельности католической Церкви. Так, распустили католический департамент в министерстве по делам просвещения и религии, а власть в руках госаппарата действовала в интересах протестантизма. Старокатолическая церковь теперь имела право пользоваться католическими храмами и кладбищами, ей передали часть имущества католиков. В 1872 г. вышел закон об изгнании из страны иезуитов, в 1875 г. – о роспуске всех орденов, чья деятельность не была связана с заботой о больных. Создавались препятствия на пути образования духовенства. Священниками теперь могли стать только молодые люди, получившие аттестат об окончании средней школы и прослушавшие 3 года лекции в немецких университетах. Духовенству отказали в жалование и жилье. 6 епископов выслали из страны, а также и многих священников. Многие приходы остались без пастыря, оставшимся священникам запрещалось служить в чужих приходах. Католики всех сословий взяли на себя заботу о материальной помощи духовенству. В 1874 – 1876 гг. ввели обязательный гражданский брак и разрешение разводов, что вызвало недовольство даже у протестантов. В 1878 г. прошел раздел Пруссии на Западную и Восточную, которая стала самостоятельной провинцией. В 1878 г. папой стал Лев ХIII. Бисмарк вел с ним переговоры. В 1885 г. канцлер избрал папу третейским судьей в конфликте с Испанией. В 1886 -1887 гг. законы, принятые во время культуркампф, были отменены. Папа наградил Отто фон Бисмарка орденом Христа. В результате, эти испытания сплотили католиков Германской империи, включая и Пруссию. Они образовывали в разных социальных группах церковные союзы для распространения знаний о католической науке и литературе, для защиты интересов студентов-католиков, рабочих обществ.
После всех вышеуказанных потрясений жизнь в Велау налаживалась. В 1880 г. в городе проживало уже 5442 человека. В этом же году был построен металлический разводной мост через реку. Он опирался на массивные каменные опоры, способные выдержать любые весенние половодья на Прегель. 1895 г. был отмечен важными событиями. Так, в Велау было создано акционерное общество «Эльмюль», которое построило деревообрабатывающую фабрику и дало работу жителям города. В этом же году была проведена полная реставрация внутреннего пространства кирхи св. Иакова, считавшейся одной из старейших в Восточной Пруссии, обновлен интерьер XVI – XVIII вв. с алтарем, позднеготическую живопись внутренних частей сводов от башни до нефов и установлен новый орган. В кирхе хранилась библия М. Лютера, украшенная богатой и красочной резьбой по дереву, в красивом кожаном переплете и латунным окладом. В 1896 г. по случаю завершения реставрационных работ состоялось праздничное шествие жителей разных исповеданий по улицам города с цветами, факелами и пением. В Велау, как и более 10000 католиков в Восточной Пруссии, стали готовиться к встрече нового столетия…
ЛИТЕРАТУРА. Восточная Пруссия.8 гл. Калининград. , сс.328 – 337; История государства и права зарубежных стран. Учеб. Пособие МГУ. М., 1995, сс. 114, 118, 126 – 127; Лейн Т. Христианские мыслители. М., 1997, сс. 300-303; Лортц И. История Церкви. Т. 2. М., 2000, сс.378-385; Малые города Калининградской области. Калининград. 2011, сс. 108 – 117; Bilder aus dem Kreis Wehlau. Leer. 1989, ss.23, 39, 45 – 48, 54, 69.