(13 в. —   1 половина 16 в.)

     В 1255 г. Тевтонский орден завоевал Самбию. Хронист начало 14 века Петр из Дусбурга писал: «В тот же год, когда был построен Кёнигсберг, надровы – соседние язычники – возмутились тем, что самбы подчинились вере и братьям, ибо боялись, что и они тоже должны будут покориться вере… Вот почему они, собрав большую рать, прошли по земле Самбии с огнем и мечом, захватив в плен и убив многих людей…»  При отступлении надровы решили построить замок Вилов при впадении реки Алле в реку Прегель, чтобы впредь препятствовать внезапному и легкому доступу братьев и самбов в землю Надровию. « Посему воздвигнули замок и оставили там Тирско и его сына Маудела со многими оруженосцами».

В 1256 г. крепость осадили войска Ордена. Петр из Дусбурга писал: «…коснулся Бог сердца Тирско, старшего над замком, и людей бывших с ним, чтобы, оставив идолопоклонство, они обратились к вере Христа… и стали смелыми воителями веры христовой». Так, Тирско и его гарнизон сдали крепость Вилов  комтуру Кёнигсберга Бурхарду фон Хорнхаузенц, а сами приняли христианство и принесли присягу  на верность победителя (1). Этот шаг Тирско позволил на некоторое время сохранить древние обычаи и традиции местного населения, прусский язык.  Позже Орден назвал крепость  Велау, увеличил её территорию, приспособив под  свои нужды,  построил часовню, жилые помещения и т.д.

В 1264г. во время второго восстания пруссов  крепость Вилов была осаждена  племенами судовов (ятвягов) и надровов, которые применили тяжелые осадные машины. Обороной крепости руководил орденский рыцарь Генрих фон Таупадель. 8 дней гарнизон отбивал штурмы язычников и тушил пожары.  В одной из атак предводитель нападавших был смертельно ранен, поэтому они сняли осаду (2). В 1280 г. судовы все-таки захватили крепость Вилов и разрушили её.

Вначале 14 в. Орден принял решение построить каменный замок с форбургом  на восточном острове дельты Алле. Сам замок построили на юго-востоке острова, к северу от него и форбург. Замок в Велау можно отнести к малым, т.е. малой административной единицы орденского государства (3 ). На его территории обязательно должны были находиться часовня, предназначавшаяся для всего призамкового района, жилое и представительное помещения, рабочий кабинет орденского руководителя малого замка, а также двор и помещения для военных и хозяйственных нужд. При замке возникло поселение, в число которого  были и немецкие колонисты. К сожалению, восточный остров возвышался « менее чем на один метр от уреза воды», поэтому во время половодья часто затапливался. Во время литовского набега в 1323 г. поселение было разрушено. 25 января 1336 г. комтур Кёнигсберга Генрих Дуземер фон Арфберг локатору  Готфриду Хундертмарку  — основателю поселения – дал разрешение на основание города на оставшейся части острова. Во времена Ордена локатору поселения, изыскивающего  средства для его строительства, давались в награду большие земельные владения, право судьи и наследственное место  старосты – щульца. В 1339 г. Великий  магистр Дитрих фон Альтенбург даровал поселению Кульмское городское право (4). Следует пояснить, что Великий магистр был светским правителем и земельным князем, которого выбирали пожизненно на Генеральном капитуле Ордена. У Магистра (гроссмейстера)  были помощники.  Великий комтур,  отвечающий за военную,  административную, хозяйственную деятельность (чеканку монет, за монополию на добычу соли, за взимание налогов и пошлин, контролировал передвижение по воде и суше и др.). Численность комтурств в орденском государстве было от 100 до 150. Были и другие помощники: Маршал; Треслер ( казначей); Главный  трапиер ( ризничий), отвечающий за обеспечение одеждой, столовыми принадлежностями; Главный шпитлер (госпитальер), отвечающий за госпитали, приюты для престарелых, назначался Генеральным капитулом  с согласия Магистра.

В центре города Велау была рыночная площадь, сеть улиц, на западе через реку Алле построили мост, затем возле него надвратную башню. Город от замка отделялся незамкнутым рвом. В 1347 г. литовский князь Кейстутис напал на Велау, сжег город и замок. Но жители начали быстро восстанавливать город.  В юго-западной части города в 1354 г. по приказу Магистра Винриха фон Книпроде  началось строительство нового здания церкви св. Иакова, которое, в основном, завершилось к 1380 г.,    впоследствии,  достраивалось. « Здание  представляло трехнефную зальную церковь  с широким, низким, состоящим из двух травей с прямоугольным завершением и обращенным на восток хором ( ширина которого была такой же, как у среднего нефа – 11,5 м, длина – 12,8м). Имелась сакристия с низкими  крестовыми сводами и притвором с северной стороны (1360 – 1380гг.), а также, «утопленная» в основной объем,  западная башня. Нижняя часть башни с …  крестовыми сводами и открытым в центральный неф вторым этажом, позднее была перекрыта звездчатыми сводами. Внутристенная лестница имела выход к  юго – западному  углу бывшего нефа» (5).

Великий Магистр Генрих Дуземер фон Арфберг на фундаменте разрушеного замка разрешил братьям меньшим конвентуальным построить монастырь. На земле Ордена монастыри открывались только с разрешением Магистра. Видимо это было связано и с тем, что население Велау возрастало, поэтому необходимо было увеличить число священнослужителей. Сохранилось предание,  что ещё в 14 в. в 3-х км от своего конвента один из монахов данного монастыря стал вести отшельнический образ жизни. Построил часовню. Со временем вблизи её поселились колонисты. Они основали поселение, которое назвали «Патерсвальде». Сегодня – это южная окраина Знаменска – Большая поляна (6).

О. Вальдемар Мацкевич в своей статье о францисканских монастырях в Велау отмечал, что «это был «вотум» Тевтонского ордена за победу в 1348 г. над литовцами в битве на реке Стреве ( близ Ковно). В 1351 г. монастырь был построен.  Сначала это была небольшая обитель, в которой находилось несколько братьев. В 1363 г., благодаря дару маршала Хеннига Шендекопфа, территория монастыря увеличилась до городской стены. Он входил вместе с 6-ю другими конвентами  в состав прусской кустодии – части саксонской провинции францисканцев. Конвент в Велау на свое содержание и деятельность получал поддержку разных  благотворителей. Например, им помогали пекари из Растенбурга( ныне г. Кентшин в Польше). Велауские францисканцы присоединили их к бенефициарам (получателям) духовных благ ордена.  В их монастыре была хорошая библиотека. Так, в ней находилась  рукопись 12 в. на венгерском языке. Это был комментарий в честь Пресвятой Богородицы – “Konigsbergi  Toredek” (Кенигсберский Фрагмент). Это второй по древности памятник венгерской письменности. Ныне рукопись хранится в библиотеке университета города Торунь».

Таким образом, в регионе  теперь было 4 группы служителей культа: орденские священники (в крепости); Соборный капитул (декан, каноники, хранитель документации и др.); городское духовенство; монашествующие.

В 1455 г. Велау вошел в Прусский союз (7). Он был основан в 1440 г. и объединил оппозиционные Ордену силы:  города,  стремящиеся к самостоятельности, и низшее рыцарство Померании и Пруссии. В 1454 г. Прусский союз организовал восстание против Ордена, тем самым положил начало 13-летней войне (1454 – 1466 гг.) между Орденом и Польским королевством. Польша выступила на стороне повстанцев. « В середине 15 в. вследствие тринадцатилетней войны, территории на которых действовало 6 францисканских конвента прусской кустодии были подчинены непосредственно Королевству Польши, и только велауский монастырь остался в границах господства Великого магистра. Монахи – францисканцы покинули город, а их монастырь был разрушен»- пишет о. Вальдемар.

Во время войны войска Ордена осадили Велау. Для усиления блокады города по приказу Верховного магистра Людвига фон Эрлихсхаузена вокруг Велау насыпали вал.  Сопротивление жителей было долгим, но голод заставил их сдаться.  Война закончилась подписанием  Второго Торнского мира 9.10.1466г.

« После окончания войны францисканцы попытались вернуться  в свой монастырь. В 1473 г. Папа Сикст Четвертый (францисканец) велел Великому магистру Тевтонского ордена Генриху Реффле фон Рихтенбергу вернуть монахам их обитель вместе с имуществом. Братья конвентуальные  вернулись в Велау и начали реставрировать монастырь…  В 1517г. их перевели в Кёнигсберг, а в их обитель пришли братья обсерванты из монастыря, основанного ими за пределами города в 1447 г ( или 1480 г.). Одной из причин такого «обмена»  стало то, что вследствие преобразований в 1517г. во францисканском ордене, прусская кустодия перестала быть конвентуальной и стала обсервантской. Вместе с тем это не означало, что все братья конвентуальные становились обсервантами. Преобразования в ордене видимо оказали влияние на позицию некоторых францисканцев. Так, первая информация об отступничестве францисканцев прусской кустодии пришла из Велау: 31 января 1522 г.  субдиакон Якоб снял с себя хабит и ушел из монастыря» (8).

Реформация в Пруссию пришла из Германии. В 1522 – 1525 гг. маркграф Альбрехт был в Германии, посетил свою франковскую родину. В Нюрнберге в начале 1523 г. известный проповедник А. Осиандер склонил его к учению Лютера. По желанию Альбрехта М. Лютер послал в Пруссию своего сподвижника И. Брисманна, который  27 сентября 1523 г., будучи еще в одеянии францисканского монаха, прочитал в Кафедральном соборе Кёнигсберга первую евангелическую проповедь (9).  В 1525 г. Верховный магистр Ордена  Альбрехт фон Бранденбург провел секуляризацию прусского орденского государства, после этого  церковная и монастырская собственности   были обращены в собственность светскую.  Например, редкостью являются сохранившиеся списки содержимого монастырского хозяйства прусских мендикантских конвентов. Одним из немногих является список из Велау.   В начале 16 века в конвенте францисканцев в Велау был составлен список того, что находилось в его хозяйстве. Среди прочего: рожь, сало, бочка трески, 8 бочек пива (1 бочка  —  около 137,5 литров).   Среди посуды: 24 оловянных тарелок, 4 больших тарелок, 4 железных кастрюли, 4 решетки и 2 блюда для выпечки и др.  В 1524 г. во время накала антикатолической пропаганды монастырь в Велау был полностью разрушен»  (10).

1526 г. Первый рейстаг в Шпайере единогласно принял важное решение: каждый владетельный   дворянин в вопросах религии будет « вести себя так, чтобы держать ответ перед Богом, его величеством императором и империей». Вводилось право визитации. Было объявлено в 1526 г., что не следует принуждать к вере. Тем, кто уклоняется от перехода в лютеранскую конфессию, оставалось только покинуть страну . Правление в Пруссии теперь осуществлялось 4-мя верховными советниками. Ими стали обермаршал, обербургграф, ландхофмейстер и канцлер. Они должны были быть прусского дворянского происхождения, а их родным языком – немецкий. При советниках были  секретари и казначеи, сменившие орденских сборщиков податей (11).

После упразднения орденского государства и провозглашения лютеранства официальной религией, Альбрех стал уделять большое внимание образованию. Он не был ученым человеком, но с уважением относился к учености и стремился до глубокой старости к знаниям. В регионе действовали фактически при каждом храме церковные школы,  имеющие свой хор, певший во время богослужения и церковных праздниках, ставившие постановки на религиозные темы и др.  Церковные школы были  реформированы в духе Меланхтона ( первого протестанского догматика) и преобразованы в  латинские школы(12). Между ними и церковью, как и прежде, существовала тесная связь. Вместе с тем муниципалитеты получили право назначать учителей и осуществлять контроль над школами.  Основой образования служили лютеранство и гуманизм. Так, герцог Альбрехт с любовь относился к Велау и называл его «своей любимой розой». В 1537 г. в этом городе открылась латинская школа(13). Герцог Альбрехт хотел увенчать дело школьной реформы открытием университета. Даже предполагал открыть его в Велау, но советники не поддержали эту идею. В 1541 г. в Кёнигсберге открылась гимназия,  в перспективе её должны были преобразовать в университет. Меланхтон на пост директора порекомендовал Г. Сабинуса, который порекомендовал герцогу немедленно преобразовать гимназию в университет. 17 августа 1544 г. университет  был открыт под названием Альбертина. Его задачей было: нести Евангелие за пределы герцогства; быть «питомником» гуманистического образования; давать стране хорошо подготовленных проповедников, юристов, врачей. На открытие университета  требовалось согласие императора и папы Римского. Поскольку протестанство в качестве высшей инстанции не имело ни папы, ни церковного Собора, то Альбрехт для решения этой проблемы обратился к своему сюзерену – королю Польши, который в 1560 г. наделил Альбертину правами Краковского университета и полным самоуправлением (14).

20 марта 1568 г. герцог Альбрехт умер в охотничьем замке Тапиау, в 12-ти км от Велау.

Итак, Альбрехт Бранденбургский, избранный в 1511 г. гроссмейстером, принял реформацию, секуляризировал оставшиеся за рыцарями по Торнскому миру владения, стал наследственным прусским  герцогом. Следовательно, история Тевтонской земли, включая  и город Велау, составляет часть истории  Пруссии.

ПРИМЕЧАНИЯ.
  1. Замки и укрепления Немецкого ордена в Сев.части Восточной Пруссии. Калининград. 2005, с.61.
  2. Там же.
  3. А.Бахтин. Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии/Сборник 3  международной конференции. Калининград.2008, сс.41 – 42.
  4. Замки и укрепления… с.62.
  5. Малые города Калининградской области. Калининград. 2011, с. 116.
  6. В. Мацкевич. Монастырь францисканцев в Велау. Рукопись.2018.
  7. Малые города…, с.108.
  8. В. Мацкевич. Монастырь францисканцев в Велау…
  9. Ф. Гаузе. История одного европейского города. 1994, с.58.
  10. В. Мацкевич. Монастырь францисканцев в Велау.
  11. Ф. Гаузе. История одного европейского города…, с.65.
  12. Там же, с. 73.
  13. Малые города…, с. 108.
  14. Ф. Гаузе. История одного европейского города…, с.74.